Герб Коньково

Метод проектов
в школе

МУК-21 в Сети
http://muk21-konkovo.narod.ru
Герб Юго-западного административного округа...

ПРИЛОЖЕНИЯ

Положение об организации проектной недели. 2

Правила внутреннего распорядка во время проектной недели (Директору).. 2

Положение о конкурсе проектных работ. 3

ПАСПОРТ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ.. 3

Словарик «проектных терминов». 4

Какие именно общеучебные умения и навыки формируются в проектной деятельности. 4

Циклограмма работы над проектом: альтернативные варианты.. 6

Описание исследовательского проекта. 8

Описание практико-ориентированного проекта. 8

Описание информационного проекта. 8

Описание творческого проекта. 9

Описание ролевого проекта. 10

ПРИМЕРЫ ПРОЕКТОВ ИЗ ПРАКТИКИ РАБОТЫ ШКОЛ.. 11

Темы проектных работ из опыта Московских школ (1991-2003) 14

МОСКОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРОЕКТОВ "МИР БЕЗ ГРАНИЦ". 17

 


Положение об организации проектной недели (Директору).

1.      В проектной неделе принимают участие все учащиеся (1-11 классы) и все учителя школы.

2.      Работа учебного заведения осуществляется в соответствии с циклограммой проведения проектной, утвержденной директором школы. Уроки во время проектной недели не проводятся.

3.      Темы проектов подбираются учителями (1-3 темы каждым учителем) и предлагаются учащимся. Учащиеся выбирают темы по интересам и могут предложить учителю изменить формулировку темы либо сформулировать собственную тему.

4.      Учителя-предметники набирают проектные группы из числа заинтересованных учеников любых классов. Группа считается сформированной, если в ее состав входит не менее 5 человек. Максимальный состав проектной группы - не более 25 человек.

5.      Каждый учащийся может участвовать только в одном проекте.

6.      Учитель-руководитель проекта может привлекать к работе над проектом других учителей в качестве консультантов или соруководителей проекта.

7.      Каждый проект должен быть оформлен в соответствии с существующими требованиями (компьютерный набор на листах формата А4 через 1,5 интервала, с соблюдением норм и правил русского языка), презентован и оценен. Оформленным считается проект, по которому сформирована проектная папка (портфолио проекта), включающая в себя:

·        методическую разработку проекта (готовится учителем)

·        содержание работы

·        оформленные результаты работы и сделанные выводы

·        список использованных информационных источников

·        черновики и другие рабочие материалы

·        описание продукта (пояснительная записка)

·        сценарий презентации

 

Правила внутреннего распорядка во время проектной недели

1.      Во время проектной недели в школе действуют существующие правила внутреннего распорядка учебного учреждения. Расписание звонков не меняется. Сохраняется дежурство администрации, учителей и учащихся в соответствии с установленным графиком.

2.      За каждой проектной группой закрепляется определенный кабинет (возможна совместная работа двух групп в одном кабинете). Работа проектных групп осуществляется в соответствии с графиком - по листу "Места работы проектных групп". Заполнение графика на предстоящий день производится руководителем проекта не позднее 12.00 текущего дня. В случае, если руководитель группы присутствует в школе не во все дни проектной недели, он заполняет график заранее в индивидуальном порядке.

3.      Ответственность за чистоту и порядок в кабинетах возлагается на руководителей проектов. Ежедневно после окончания рабочего дня (15.50 - 16.00) в кабинетах производится уборка, а руководители проектов осуществляют сдачу рабочих мест (кабинетов) дежурному администратору.

4.      Для заказа автобусов на экскурсии, в музеи, библиотеки и внесения изменений в график централизованного питания учащихся руководитель группы должен предоставить заместителю директора школы соответствующую информацию накануне, не позднее 12.00.

5.      Работа в компьютерном классе осуществляется согласно расписанию "Распределение компьютеров по проектным группам", ответственный – учитель информатики.

6.      Классные журналы заполняются в соответствии с существующим порядком. В графе "Тема урока" ставится: "Работа по проекту"; неявка ученика оформляется по обычной схеме.

7.      О вынужденном отсутствии ученик должен поставить в известность руководителя проекта (ответственные - классные руководители).

8.      Руководитель проекта отвечает за безопасность и занятость всех членов рабочей группы, порядок в помещении, питание учеников; отмечает отсутствующих и передает эту информацию классному руководителю.

 

Положение о конкурсе проектных работ (Директору)

1.      Конкурс проектных работ проводится в последний день проектной недели в форме презентации проектов. Основная задача конкурса - выявление лучших проектных работ, выполненных в ходе проектной недели, и стимулирование проектной деятельности учащихся.

2.      На конкурс могут быть представлены только групповые проектные работы, выполненные учащимися школы под руководством учителей (консультантов) в ходе проектной недели.

3.      В целях повышения компетентности оценки проектных работ их защита осуществляется по предметным секциям: лингвистической, гуманитарной и естественно-математической. Расписание работы секций составляется завучем-диспетчером не позднее, чем накануне презентационного дня, с учетом потребности проектных групп в презентационном оборудовании (компьютер, видеопроектор, кодоскоп, сцена и др.).

4.      В жюри каждой секции входят не менее чем по одному представителю от администрации школы, педагогического коллектива и органа ученического самоуправления. Состав жюри секции формируется исходя из предметной компетенции членов жюри по данному направлению проектной деятельности. Председателем общешкольного жюри является директор школы.

5.      Оценка представленных на конкурс работ производится по комплексному критерию - с учетом собственно проектной работы учащихся и презентации проекта.

6.      К числу критериев оценки проектной работы относятся: актуальность темы и ее практическая значимость, объем проработанного материала и глубина проработки, оригинальность раскрытия темы и предлагаемых решений, уровень самостоятельности учащихся при работе над проектом, качество оформления работы.

7.      К числу критериев оценки презентации проекта относятся: четкость и доступность выступления, глубина и широта знаний по проблеме, продемонстрированная в ходе презентации, качество ответов на вопросы, артистизм и умение заинтересовать аудиторию, использование наглядных и технических средств.

8.      При оценке проектной работы жюри учитывает самооценку проектной группы.

9.      По итогам конкурса присуждаются три первых, три вторых и три третьих места (для каждой из предметных секций). Кроме того, проекту, выполненному нестандартно, с особо высоким качеством, и имеющему большую социально-практическую значимость, может быть присуждена особая премия (Гран-при). Проекты, по общему уровню не соответствующие требованиям первого, второго или третьего мест, но имеющие отдельные выдающиеся стороны, могут быть отмечены премией зрительских симпатий, поощрительными премиями или премиями в отдельных номинациях.

10.  Подведение итогов конкурса проводится сразу по окончании презентаций.

 

ПАСПОРТ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ
(Зам. директора, курирующему пректную деятельность)

·        Название проекта

·        Руководитель проекта

·        Консультант(ы) проекта

·        Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту

·        Учебные дисциплины, близкие к теме проекта

·        Возраст учащихся, на который рассчитан проект

·        Состав проектной группы (Ф.И.О. учащихся, класс)

·        Тип проекта (реферативный, информационный, исследовательский, творческий, практико-ориентированный, ролевой)

·        Заказчик проекта

·        Цели проекта (практическая и педагогическая)

·        Задачи проекта (2-4 задачи, акцент на развивающих задачах!)

·        Вопросы проекта (3-4 важнейших проблемных вопроса по теме проекта, на которые необходимо ответить участникам в ходе его выполнения)

·        Необходимое оборудование

·        Аннотация (актуальность проекта, значимость на уровне школы и социума, личностная ориентация, воспитательный аспект, кратко - содержание)

·        Предполагаемые продукты проекта

·        График работы над проектом (для каждого этапа указать форму, продолжительность и место работы учащихся, содержание работы, выход этапа)

·        Предполагаемое распределение ролей в проектной группе

·        Оценка содержания проекта (отзыв)

·        Оценка презентации проекта (отзыв)

 

Словарик «проектных терминов»
(Зам. директора, курирующему пректную деятельность)

·        Актуальность исследования — характеристика исследовательского этапа проекта; определяется несколькими факторами: необходимостью в дополнении существующих теоретических построений, потребностями в новых данных и методах, потребностью практики. Обоснование актуальности заключается в объяснении, почему данную проблему нужно в настоящее время изучать.

·        Вопросы проекта - форма постановки задач, предполагающая ответы участников проектной группы для уяснения и раскрытия ими темы проекта.

·        Выход проекта (продукт проектной деятельности) - разработанное участниками проекта в ходе его выполнения реальное средство решения стоящей проблемы; результат проектной деятельности.

·        Гипотеза - предположительное (без доказательств) суждение об объекте исследования и закономерной связи явлений, основанное на фактах и анализе исходной информации, обязательный элемент в структуре исследовательского проекта. Гипотезы могут быть сформулированы в виде определенных отношений между двумя или более событиями, явлениями. Например: "Здоровье детей в малодетных семьях лучше, чем в многодетных".

·        Групповой проект - совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющих общую проблему, согласованные методы и способы ее решения.

·        Дизайн (дизайн-спецификация) -важнейшая разновидность проектной деятельности, имеющая целью формирование эстетических и функциональных качеств предметной среды (в частности, изготовление изделия, соединяющего в себе красоту и функциональность).

·        Долгосрочный проект - проект продолжительностью от одной учебной четверти и более (до нескольких лет).

·        Задачи проекта - комплекс мер, необходимых для достижения цели проекта. Постановка задач основывается на дроблении цели на подцели, в результате чего может быть сформулировано несколько задач.

·        Защита проекта - процесс представления результатов проектной работы (с обоснованием ее эффективности, социальной значимости и т. д.) и презентации проекта, включающий этапы вопросов-ответов и дискуссии. Используется, как правило, для исследовательских проектов.

·        Игровой (ролевой) проект - проект, в котором изначально определены лишь роли участников и правила взаимоотношений между ними, тогда как структура, форма продукта и результаты остаются открытыми.

·        Индивидуальный (персональный)проект -проект, выполняемый одним учащимся под руководством педагога.

·        Информационный проект - проект, в структуре которого акцент поставлен на работу с информацией и презентацию продукта

·        Исследовательский проект - проект, главной целью которого является выдвижение и проверка гипотезы с использованием современных научных методов

·        Консультант - педагог или специалист, выполняющий работу эксперта и организующий доступ к необходимым источникам информации. Консультант привлекается к участию в проекте, если по отдельным вопросам компетенции руководителя недостаточно для осуществления проекта (например, по межпредметному, телекоммуникационному или международному проекту).

·        Координация - способ управления работой проектной группы учащихся; может быть открытой (явной) или скрытой. В последнем случае координатор не обнаруживает себя как руководитель проекта, а выступает в качестве одного из участников, наравне с остальными.

·        Краткосрочный проект - проект продолжительностью от 1 до 6 уроков.

·        Монопроект - проект в рамках одного учебного предмета (в отличие от межпредметного проекта).

·        Оппонент - учащийся или преподаватель, который во время защиты проекта выступает с возражениями по его содержанию, чтобы выявить возможные противоречия или другие недочеты представляемой работы.

·        Портфолио (проектная папка) - подборка рабочих материалов и оформленных результатов работы над проектом.

·        Практико-ориентированный проект -проект, нацеленный на решение социальной проблемы прикладного характера

·        Презентация проекта - процесс публичного представления заказчику или общественности результатов проектной деятельности.

·        Проблема - сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке - противоречивая ситуация в виде противоположных позиций в объяснении явлений, объектов, процессов, разрешение которой является прагматической целью проекта.

·        Проект- 1) Реалистичный замысел, план о желаемом будущем (проект в буквальном переводе с латинского - брошенный вперед), а также совокупность документов (расчетов, чертежей, макетов и т. д.) для создания какого-либо продукта. Содержит в себе рациональное обоснование и конкретный способ осуществления. 2) Метод обучения, основанный на постановке социально значимой цели и ее практическом достижении. В отличие от проектирования, проект как метод обучения не привязан к конкретному содержанию и может быть использован при изучении любого предмета, а также межпредметного курса.

·        Проектирование - 1) Процесс разработки проекта (в значении 1) с фиксацией результата в какой-либо форме. Основные этапы проектирования: обоснованный выбор будущего продукта; разработка проекта и его документальное оформление; макетирование и моделирование; оформление; экономическая и экологическая оценка проекта и технологии;

·        защита проекта; 2) Возможный элемент содержания образования. Как правило, "Проектирование" является разделом образовательной области "Технология".

·        Проектная деятельность - форма учебной деятельности, структура которой совпадает со структурой учебного проекта.

·        Проектные ситуации (для педагога) -различные социальные проблемы, которые можно решать с использованием метода проектов.

·        Результаты проекта - 1) выход проекта; 2) портфолио проекта; 3) педагогический результат, выражающийся в развитии личностной и интеллектуальной сферы ученика, формировании у него определенных общеучебных умений и навыков (ОУУН) и др.

·        Рецензент - учащийся или педагог (специалист), представляющий на защите проекта рецензию на подготовленный проект.

·        Руководитель проекта - педагог, непосредственно координирующий проектную деятельность группы или индивидуального исполнителя проекта.

·        Среднесрочный проект - проект продолжительностью от одной недели до одного месяца.

·        Структура проекта - последовательность этапов учебного проекта. Включает в себя постановку социально значимой проблемы, планирование деятельности по ее разрешению, поиск необходимой информации, изготовление проектного продукта и его презентацию, оценку и анализ проведенного проекта и другие (необязательные) этапы.

·        Творческий проект - проект, центром которого является творческий продукт -результат самореализации участников проектной группы.

·        Телекоммуникационный (учебный) проект -групповой проект, выполненный при помощи средств компьютерной телекоммуникации.

·        Учебный проект - проект, осуществляемый учащимися под руководством педагога и имеющий не только прагматическую, но и педагогическую цель.

·        Целевой акт (целевая установка) -одно из названий педагогического метода проектов, принятое в американской и переводной литературе в 1910 - 1920-е гг.

·        Цель проекта - модель желаемого конечного результата проектной деятельности.

·        Этапы проекта - основные периоды работы над проектом.

 

Какие именно общеучебные умения и навыки формируются в проектной деятельности.
(Зам. директора, курирующему пректную деятельность)

Какие именно общеучебные умения и навыки формируются в проектной деятельности.
(Зам. директора, курирующему пректную деятельность)

Рефлексивные умения:

·        Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний

·        Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

Поисковые (исследовательские) умения:

·         Умение самостоятельно генерировать идеи, т. е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей

·         Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле

·         Умение запрашивать необходимую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста)

·         Умение находить несколько вариантов решения проблемы

·         Умение выдвигать гипотезы

·         Умение устанавливать причинно-следственные связи

Умения и навыки работы в сотрудничестве:

·         Навыки коллективного планирования

·         Умение взаимодействовать с любым партнером

·         Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач

·         Навыки делового партнерского общения

·         Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы Менеджерские умения и навыки:

·         Умение проектировать процесс (изделие)

·         Умение планировать деятельность, время, ресурсы

·         Умение принимать решения и прогнозировать их последствия

·         Навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов)

Коммуникативные умения:

·         Умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы и т. д.

·         Умение вести дискуссию

·         Умение отстаивать свою точку зрения

·         Умение находить компромисс

·         Навыки интервьюирования, устного опроса и т. д.

·         Презентационные умения и навыки:

·         Навыки монологической речи

·         Умение уверенно держать себя во время выступления

·         Артистические умения

·         Умение использовать различные средства наглядности при выступлении

·         Умение отвечать на незапланированные вопросы

Циклограмма работы над проектом: альтернативные варианты
(Зам. директора, курирующему пректную деятельность)

В современной мировой и отечественной педагогике существует несколько десятков детально разработанных технологий проектной деятельности. Наибольший интерес представляют те из них, которые апробированы в отечественных школах и на практике доказали свою жизнеспособность.

·        Негосударственное образовательное учреждение "Школа XXI век" работает с системой групповых и/или индивидуальных долгосрочных проектов по следующей циклограмме:

1. Определение предмета, темы, цели и задачи проекта, выбор руководителя - 1 - 2 месяца.

2. Выполнение работы -2-3 месяца.

3. Предзащита работы в своем или другом классе с целью выявления уровня понимания и владения материалом, а также выработки умения понимать вопросы и отвечать на них - 1 месяц.

4. Защита проектов на экспертном совете школы - 2 месяца.

5. Подведение итогов года на общешкольной конференции.

Предложенная схема работы заимствована из практики работы "научных обществ учащихся" которые получили широкое распространение в отечественном образовании на рубеже 1980 - 1990-х гг. Однако, в отличие от проектной деятельности, их работа ограничивалась чисто исследовательским кругом тем и решением монопредметных проблем, отличалась недостаточной связью с практической внешкольной жизнью учащихся и невниманием к творческой форме продукта исследования.

 

·        Частная гуманитарно-экономическая школа "Самсон":

Работа над проектом начинается с решения школьного парламента. Затем заведующие кафедрами обозначают проблемы и создают "мастерские", в работу которых имеет право включиться любой ученик школы, интересующийся предложенной тематикой. Группа разработчиков (заведующие кафедрами) выстраивает концепцию, определяет приоритетные задачи проекта. Учащиеся самостоятельно намечают промежуточные задачи, ищут пути их решения, координируют свою деятельность. Предметные индивидуальные проекты приравниваются к сдаче предметного экзамена.

 

·        В негосударственной школе "Интеграл" в течение учебного года выполняется 4 масштабных, долгосрочных и, как правило, межпредметных проекта (в учебную четверть реализуется один проект):

Приводим циклограмму работы в четверти:

1. Педсовет по проектной работе. Выбор направления и тем проектов. Назначение руководителей проектов. Планирование проектной работы школы на четверть (для административного контроля) - 1-я неделя четверти.

2. Формирование проектных групп. Обсуждение принципов работы в творческих группах. Постановка исследовательских задач, планирование работы в группах - 2-я неделя четверти.

3. Информационный этап работы над проектами. Выбор формы продукта - 3-я неделя четверти.

4. Выполнение практической части работы,

оформление продукта и портфолио проекта - 4-я и последующие недели четверти.

5. Презентация проектов. Торжественный вечер, на котором демонстрируются фрагменты презентаций лучших проектов четверти - предпоследняя неделя четверти.

6. Оценка преподавателями деятельности участников проектных групп и составление рейтинга участия школьников в проекте (по 100-балльной шкале). Педсовет по подведению итогов проектной работы в данной четверти. Общешкольная линейка: вынесение благодарности активным участникам проекта - последняя неделя четверти.

 

·        Московский Культурологический лицей №1310 (www.lyceum.ru) предлагает наиболее детализированную и во многом специфическую схему работы над проектами:

Вводный этап

1. Установочное занятие по определению целей, задач проектных работ, основных замыслов, примерной тематики и формы продуктов будущих проектов.

2. Подготовка стендовой информации о проектной работе.

3. Выдача письменных рекомендаций будущим авторам (темы, требования, сроки, графики консультаций и проч.)

4. Консультации по выбору тем учебных проектов, источников информации. Формулирование идей и замыслов.

5. Формирование проектных групп, распределение задач (обязанностей) между членами группы.

6. Групповое обсуждение идей будущих проектов, составление индивидуальных планов работы над проектами, определение способов сбора и анализа информации.

7. Утверждение тематики проектов и индивидуальных планов работы. Установление процедуры и критериев оценки проектов. Поисково-исполнительский этап.

8. Сбор и систематизация материалов в соответствии с идеей и жанром работы.

9. Промежуточные отчеты учащихся, обсуждение альтернатив, возникающих в ходе выполнения проекта.

10. Индивидуальные и групповые консультации по содержанию и правилам оформления проектных работ.

11. Регулярные консультации по содержанию учебных проектов, помощь в систематизации и обобщении материалов. Обобщающий этап.

12. Оформление результатов проектной деятельности.

13. Предзащита проектов.

14. Доработка проектов с учетом замечаний и предложений.

15. Формирование групп рецензентов, оппонентов и "внешних" экспертов.

16. Подготовка к публичной защите проектов.

17. Генеральная репетиция публичной защиты проектов. Утверждение окончательного порядка мероприятия.

18. Координационное совещание лиц, ответственных за защиту проектов. Заключительный этап

19. Публичная защита проектов.

20. Подведение итогов, анализ выполненной работы. Итоговый этап.

21. Благодарности участникам, обобщение материалов, оформление отчетов о выполненной работе и стендовой информации по итогам защиты проектов.

22. Планирование будущей работы.

Очевидно, что пункты 3, 14, 16 настоящей циклограммы не являются общеобязательными.

Привязка данной схемы к недельным или долгосрочным проектам требует ее коррекции.

 

Описание исследовательского проекта
(Учителю - руководителю проекта)

Название проекта: "Проблемы водоснабжения г.Москвы"

·        Организация: гимназия № 1512, г. Москва.

·        Учебный предмет: география.

·        Участники: учащиеся 9 класса.

·        Продолжительность: 3 урока.

·        Цель: изучение возможности создания дополнительного резервуара воды для снабжения Москвы.

·        Задачи проекта: создание карт района затопления, анализ демографической ситуации в данном районе, экономический анализ, географическое прогнозирование последствий реализации проекта.

·        Продукты: компьютерные слайд-фильмы и рисованные карты.

·        Необходимое оборудование: персональный компьютер с широкой периферией и выходом в Интернет, видеомагнитофон, магнитофон, карты и атласы г. Москвы и Московской области.

·        Роли (обязанности) участников: были сформированы три экспертные группы: первая работала над созданием карты района затопления, вторая анализировала демографическую ситуацию, третья определяла возможные варианты развития территории (выявление экологических проблем, работа над созданием рекреационной зоны).

·        Ход проекта

1 -и урок: постановка задачи, определение состава групп, возможных способов решения поставленной задачи (выдвижение гипотез), распределение ролей (обязанностей).

Выход этапа: аргументированные решения каждой группы о программе поиска.

Между 1-ми 2-м уроками - сбор информации.

2-й урок: обсуждение в группах собранного материала, разработка сценария каждой части проекта. Выход этапа: согласованный каждой группой план работы над своей частью проекта. Между 2-м и 3-м уроками - оформление проекта.

3-й урок: защита проекта по группам с демонстрацией подготовленных наглядных материалов. После 3-го урока - работа редакционной группы для оформления результатов проекта в целом.

 

Описание практико-ориентированного проекта
(Учителю - руководителю проекта)

Название проекта: "Парк золотой долины"

·        Организация: одна из школ штата Миннесота, США.

·        Учебные предметы: математика, естествознание.

·        Участники: учащиеся 6-7 классов.

·        Продолжительность: 3 урока.

·        Цель: разработка плана-проекта городского парка и его презентация классу как коммерческого продукта для "продажи" его потенциальным "заказчикам".

·        Продукты: план-проект городского парка.

·        Материалы: прайс-лист, ватманские листы, комплект ролевых карт.

·        Роли (обязанности) участников: проектная группа состоит из 4 человек: бухгалтера (расчеты и итоговая смета), архитектора, управляющего, менеджера (планирование деятельности группы, представление проекта классу).

 

·        Ход проекта

1-й урок. Задание:

Принято решение заложить городской парк на землях Золотой Долины. Вашей команде предложено создать проект освоения этих земель под парк. Горожане готовы выполнить весь объем работ. Задача - спланировать их работу: рассчитать, какие материалы и какое оборудование потребуется.

Общая стоимость затрат не должна превышать $ 5000.

Имейте в виду следующие критерии выполнения задания: универсальность, безопасность, эстетика, эффективность затрат, оригинальность решения (в оригинале каждый из критериев подробно раскрыт. Приводится таблица стоимости материалов и оборудования).

Решите, что вы хотите иметь в этом парке, и как ваша задумка соотносится с критериями, приведенными на листе задания. Все решения должны быть сформулированы после их согласования группой.

2-й урок. Сегодня вам предстоит положить свои идеи на ватманский лист. Включите в план-проект парка пять деревьев, ландшафт с камнями или скалами и один ручей. Вам необходимо решить, как следует расположить эти детали на плане. Ваши роли те же, что и на первом уроке. В конце урока менеджер должен доложить о вашем проекте классу. Затем вам предстоит дать оценку, насколько успешно вы продвинулись в работе.

3-й урок. Задачи этого урока: 1) закончить планировку парка; 2) написать доклад с обоснованием проекта; 3) составить и обосновать смету, с тем чтобы продать проект классу; 4) представить ваш проект классу так, чтобы вся группа принимала в презентации активное участие. В конце урока тайным голосованием класс определит, какой проект лучше.

 

ИНФ ПРОЕКТ

Описание информационного проекта
(Учителю - руководителю проекта)

Название проекта: "Коллекционирование драгоценных камней и минералов"

·        Организация: негосударственная школа "Интеграл", г. Москва.

·        Учебные предметы: физика, география, история.

·        Участники: учащиеся 6-10 классов.

·        Продолжительность: в течение учебной четверти.

·        Необходимое оборудование: образцы минералов кристаллического строения, простейшее оборудование для выращивания кристаллов.

 

·        Ход проекта: На этапе сбора информации участники знакомились с коллекциями Минералогического музея им. академика Ферсмана, изучали свойства различных кристаллов. Были собраны интересные исторические факты, связанные с коллекционированием драгоценных камней, преданиями об их магических свойствах.

Исследовательская часть проекта включала в себя самостоятельное выращивание кристаллов в школьной физической лаборатории. Старшеклассники подготовили ряд сообщений о кристаллах, с которыми ознакомили учеников 7-8 классов на уроках физики.

• Презентация: Участники проекта подготовили и представили яркую красочную инсценировку по мотивам арабских сказок "Тысячи и одной ночи".

"Затем у него появилась новая страсть: драгоценные камни... Он способен был целыми днями перебирать и раскладывать по футлярам свою коллекцию. Здесь были оливково-зеленые хризобериллы, которые при свете лампы становятся красными, кимофаны с серебристыми прожилками, фисташковые перидоты, густо-розовые и золотистые, как вино, топазы, карбункулы, пламенно-алые, с мерцающими внутри четырехконечными звездочками, огненно-красные венисы, оранжевые и фиолетовые шпинели, аметисты, отливавшие то рубином, то сапфиром. Дориана пленяло червонное золото солнечного камня, жемчужная белизна лунного камня, радужные переливы в молочном опале. Однажды ему привезли из Амстердама три изумруда, необыкновенно крупных и ярких, и старинную бирюзу, предмет зависти всех знатоков".

Оскар Уайльд, "Портрет Дориана Грея"

 

Описание творческого проекта
(Учителю - руководителю проекта)

Название проекта: "Взгляд со стороны"

·        Организация: негосударственная школа "Линия плюс", г. Москва.

·        Учебные предметы: литература, информатика, экономика.

·        Участники: учащиеся 9-11 классов.

·        Продолжительность: годичный проект.

·        Цель проекта: издание сборника, включающего литературные произведения учащихся школы.

·        Педагогические задачи проекта:

·        формирование менеджерских умений и других качеств "делового человека" у участников проектной группы.

·        Роли (обязанности) участников:

·        авторы, менеджер проекта, креативный директор, художник-оформитель, специалист по рекламе и РН.

 

·        Ход проекта: Учащиеся организовали полный цикл издания сборника. Инициативная группа объявила общешкольный конкурс, по итогам которого отобрала произведения для сборника. В ходе дискуссии в группе было принято название сборника - "Взгляд со стороны", определены его объем, структура, оформление. Затем были организованы компьютерный набор текстов, корректура и верстка издания. Необходимые специалисты привлекались менеджером проекта из числа учащихся, учителей школы и других лиц, не являющихся участниками проектной группы. Был разработан бизнес-план издания сборника в платной типографии, предусматривавший несколько альтернативных финансовых схем:

подписка с предоплатой, получение кредита, спонсорский взнос. На практике была реализована кредитная схема. Рекламная кампания включала в себя разработку рекламной листовки, размещение рекламного модуля в газете школьного самоуправления, оригинального слогана на типовых бейджах дежурных по школе, а также прямую рассылку рекламных объявлений учащимся школы и их родителям по электронной почте. Презентация изданного сборника была общешкольным мероприятием проектной группы. Распространение сборника и выплаты по кредиту завершили работу над данным проектом.

 

Описание ролевого проекта
(Учителю - руководителю проекта)

Название проекта: "Погружение в античную историю"

·        Организация: Московский Культурологический лицей № 1310.

·        Учебный предмет: история.

·        Участники: учащиеся 7-9 классов.

·        Продолжительность: годичный проект.

·        Цель проекта: глубокое изучение и реконструкция учащимися культуры античной эпохи на территории Крыма (быта, обычаев, картины мира скифов, сарматов, греков).

·        Возможные роли: прокуратор, тайный римский агент, комедианты, жрец Диониса, паломники к оракулу, скифский воин, скифский царь, странствующий греческий философ, торговцы бусами, оливками, сырами.

 

·        Ход проекта:

Подготовительный этап (зима)

1. Формирование проектной группы.

2. Установочная лекция "Античность - детство человечества или его вершина?"

3. Разработка сценария и распределение ролей.

4. Самостоятельная домашняя работа: подготовка индивидуальных легенд (имя, греческое или римское, с расшифровкой его значения; место рождения; откуда прибыл; города и страны, в которых бывал; очевидцем каких событий был и др.).

5. Посещение музеев, имеющих экспозиции по античной истории. Изготовление эскизов одежды и предметов быта.

6. Изготовление реквизита (бусы, посуда, обувь, луки).

7. Разучивание пьес античных авторов. Полевой этап в Крыму (начало весны)

1. Завершение подготовки костюмов и инвентаря.

2. Введение в игру: рассказ о греческих и римских обычаях, этикете.

3. Ролевая игра.

4. Поход и вечерние лекции.

·        Сюжет игры: два молодых скифа ищут греческий клад. Они встречаются с паломниками, идущими к оракулу. Среди действующих лиц находится тайный римский агент. Скифы вместе с паломниками отправляются к оракулу, который предсказывает близкую битву.

Составляются "Распорядок дня участников проекта на полевом этапе", "Правила безопасности для участников проекта" и "Смета расходов полевого этапа игры".

Итоговый этап (конец весны)

Подведение итогов полевого этапа проекта. Написание учащимися отчетов, сочинений, подготовка фото- и видеорепортажей, выступлений для итоговой конференции.

·        Презентация: итоговая конференция "Когда бы грек увидел наши игры..."

 

ПРИМЕРЫ ПРОЕКТОВ ИЗ ПРАКТИКИ РАБОТЫ ШКОЛ
(Учителю - руководителю проекта)

Название проекта: "Праздники США"

·        Организация: гимназия № 1512 г. Москвы.

·        Учебный предмет: английский язык.

·        Участники: учащиеся 7 класса.

·        Продолжительность: 9 уроков.

·        Цель: изучить историю возникновения и обычаи проведения различных праздников США и заложить собственные традиции.

·        Продукт: программа праздника для Недели иностранных языков в гимназии, составленная в соответствии с традициями англоязычных стран.

 

·        Ход проекта: Перед началом работы над проектом учителем были предложены четыре темы праздников: Рождество и Новый год, День Святого Валентина, Хэллоуин, День Независимости. Учащиеся разделились на четыре группы по интересам и выбрали одного лидера-координатора. На предварительном этапе работа учителя заключалась в усиленной проработке лексики, привлечении дополнительной литературы, организации на уроках устной речи бесед по выбранной теме. Каждой группе необходимо было подготовить устный доклад, сделать буклет, красочный календарь, подготовить ребусы, какой-нибудь сюрприз и выработать программу тематического праздника. Участники проекта собирали сведения о том, как празднуют тот или иной праздник, украшают жилища, что подают к столу, во что играют и какие песни при этом поют. Кроме того, учащиеся разослали письма сверстникам в Америку, воспользовавшись электронной почтой, и получили несколько ответных писем. Продукты оказались разнообразнее, чем планировалось вначале. Для празднования Дня Святого Валентина ребята подготовили сценку помолвки Тома Сойера и Бекки Тэтчер. Для праздника Хеллоуин была разработана коллекция маскарадных костюмов, а по теме Нового года и Рождества подготовлена книга рождественских кулинарных рецептов и показана новая игра "Pin the red nose on Rudolph".

·        Презентация: Проект представлялся на английском языке.

Лидер рассказал о ходе работы, а группы представили проекты программ праздников (с демонстрацией на графопроекторе) и ответили на многочисленные вопросы.

После презентации и бурной дискуссии группа экспертов, состоящая из лидеров исследовательских групп, составила программу проведения Недели иностранных языков в гимназии.

 

Название проекта: "Право на каждый день"

·        Организация: негосударственная школа "Линия плюс".

·        Учебный предмет: правоведение.

·        Участники: учащиеся 9-11 классов.

·        Продолжительность: в ходе проектной недели.

·        Цель и содержание: обыгрывание, юридический анализ и правовое разрешение типичных для подростков случаев нарушения их прав и свобод. Было отобрано три случая: продажа некачественной продукции, насилие со стороны сверстников, незаконное задержание и обыск школьников сотрудниками милиции.

·        Задачи проекта: создание сценариев и видеосъемка трех представленных ситуаций, а также презентация проекта.

·        Продукты: видеофильм и памятка-инструкция "Право на каждый день".

·        Необходимое оборудование: видеокамера и видеомагнитофон, компьютер с принтером, юридическая литература (Уголовный кодекс РФ).

·        Роли (обязанности) участников: проектанты разделились натри группы. В задачи разработчиков входили: создание сценариев, видеосъемка представленных ситуаций и презентация проекта. Аналитики проводили юридический анализ ситуаций и выступали в роли экспертов с правовыми комментариями. Техники обеспечивали операторскую работу на съемках, монтаж видеофильма, а также создание памятки-инструкции "Право на каждый день".

·        Презентация. Был показан видеофильм с тремя сюжетами, главные роли в котором исполняли участники проекта, они же давали правовые комментарии к сюжетам. Участники проекта разработали и представили памятку-инструкцию "Право на каждый день" с рекомендациями и советами, как следует вести себя в подобных случаях и в других ситуациях (с юридическим афоризмами и памятными юридическими датами).

 

Название проекта: "Кодекс чести школы"

·        Организация: частная лингвистическая школа "Промо-М".

·        Учебные предметы: история, обществоведение (этика, социология).

·        Участники: учащиеся 8-11 классов.

·        Продолжительность: 1,5 месяца.

·        Педагогическая цель: социализация учащихся старших классов в процессе создания общешкольных документов правового, этического характера.

·        Предполагаемый продукт: единый общешкольный документ, регулирующий этические, поведенческие аспекты жизни школы -учащихся, учителей, сотрудников, родителей.

 

·        Ход проекта: По инициативе директора школы цель проекта была сформулирована на общем собрании учащихся 8-11 классов в начале сентября. В течение месяца ребята готовили проекты "Кодекса", которые затем были сведены в единый общешкольный документ. Варианты проектов "Кодекса" могли быть индивидуальными, парными, групповыми - на выбор учащихся. Работа над проектом велась как на уроках, так и во внеурочное время, а на завершающих этапах - на заседании инициативной группы, включающей учащихся 8-11 классов (по 2 представителя от каждого класса). В течение трех дней обсуждались 15 вариантов проектов (9 индивидуальных, 3 парных и 3 групповых), в том числе проект преподавателей (прием "Скрытая координация"). В целом работа заняла сентябрь и первую декаду октября.

·        Итоговый продукт: Текст "Кодекса" со структурой (преамбула, основная часть и приложение). За основу преамбулы был взят текст Конституции РФ.

Основная часть объединила содержательные моменты всех предложенных проектов.

По итогам дискуссий было решено не делить основную часть на "статьи для учеников" и "статьи для учителей", т. к. именно общность правил, по мнению ребят, способна подчеркнуть единство коллектива школы. В качестве "Приложения" в текст "Кодекса" был включен вариант проекта 11 класса "10 заповедей" (своеобразное напутствие выпускников младшим товарищам).

·                    Презентация: После завершения работы над проектом в каждый класс пришел представитель инициативной группы и провел презентацию общешкольного проекта Кодекса. Обсуждение итогового варианта проходило в течение двух дней, и затем на собрании 8-11 классов проект был принят открытым голосованием учителей и учащихся в качестве "Кодекса чести" школы "Промо-М".

 

Название проекта: "Жанна Д'Арк: подвиг средневековой женщины"

·                    Организация: негосударственная школа "Линия плюс".

·                    Учебные предметы: история, французский язык, информатика.

·                    Участники: учащиеся 6-8 классов.

·                    Продолжительность: в ходе проектной недели

·                    Оборудование: видеомагнитофон, компьютер, подключенный к сети Интернет.

·                    Цель: создание Web-сайта "Столетняя война", посвященного истории средневековой Франции.

·                    Вопросы проекта: Что такое подвиг?

Что именно в биографии Жанны д'Арк можно назвать подвигом?

Какую роль в судьбе Франции сыграла Жанна д'Арк?

Как отразился образ Жанны д'Арк в культуре Франции?

·                    Роли (обязанности) участников: социологи (составление анкеты, проведение опроса, обра­ботка результатов), переводчики (перевод текстов книг, фильма и сайта, составление и перевод письма); театралы (подготовка спектакля-презен­тации); компьютерная группа (работа в сети Ин­тернет, набор текста, разработка дизайна сайта).

 

·                    Ход проекта

Исследовательская проблема, лежащая в основе проекта - роль личности женщины в истории, - определила ход работы над проектом.

Информационный этап включал в себя просмотр фильма "Жанна д'Арк" на французском языке, изучение научно-популярной, художественной и справочной литературы, посвященной исследуемому периоду истории Франции, знакомство Web-сайтом музея Жанны д'Арк в г. Руане. Был проведен опрос педагогов и учащихся школы, нацеленный, во-первых, на выявление уровня знаний о жизни и судьбе Жанны и, во-вторых, общественного мнения о ней. Основываясь на собранной информации, учащиеся составили текст письма в музей г. Руана, перевели его на французский язык и отправили по электронной почте.

На следующий день был получен ответ.

Эти материалы легли в основу Web-сайта, техническую помощь в создании которого оказывал учитель информатики.

Презентация проекта прошла в форме театральной постановки "Суд над Жанной д'Арк".

 

 

Название проекта: "Полезная вещь для дома"

·        Организация-разработчик: НГУ, г. Великий Новгород.

·        Учебные предметы: технология (изо, экология, математика).

·        Участники: учащиеся 6 класса (в группах по 5 человек).

·        Продолжительность: 18 уроков.

·        Прагматическая цель: разработка и изготовление вещей для детской комнаты из вторичного сырья или отходов производства.

·        Педагогическая цель: развитие художественно-эстетических способностей, проектировочных и технологических умений учащихся.

·        Проблема: потребность использования отходов становится с каждым днем все более актуальной. Это связано не только с экономией ресурсов, но и с глобальным загрязнением окружающей среды бытовыми отходами.

·        Оборудование: пиломатериалы и столярное оборудование (для мальчиков), лоскут и швейные машины (для девочек).

·        Продукты: 1. Изделия в технике тканевой аппликации: картины, панно, подушки-игрушки, коврики (девочки). 2. Рамки для панно (мальчики).

·        Вопросы проекта:

Какие полезные вещи могут сократить количество текстильных отходов? Какие полезные вещи можно сделать из вторичного сырья? Как можно использовать старые вещи?

 

·        Ход проекта (по урокам)

1. Обсуждение проблемы, постановка задач, выдвижение гипотез.

2. Беседа на тему "Интерьер детской комнаты".

3. Определение направлений деятельности по проекту ("мозговой штурм").

4. Беседа "Основы композиции".

5.Лабораторная работа

"Свойства используемых материалов".

6. Изготовление макета (эскиза) изделия.

7. Ролевая игра "Дизайн-анализ аналогов".

В основу игры положена

экспертная оценка аналогов проектируемых изделий

(роли экспертов: художник, технолог,

экономист, эколог, эргономист).

8. Разработка требований к проектируемому изделию (самостоятельная работа в группах).

9. Выбор лучшей идеи, ее обоснование и проработка.

10. Составление "технологической карты производственного процесса".

11. Экологическая экспертиза используемых

клеевых материалов (работа в группах).

Экономическая оценка изделия

(индивидуальная работа).

12 - 16. Изготовление проектируемого изделия.

Самооценка.

Дома: оценка членами семьи.

17. Проверка и оценка изделий (защита в группах).

18. Презентация проектов.

 

Темы проектных работ из опыта Московских школ (1991-2003)
(Учителю - руководителю проекта)

·        17 октября 1905 г.: манифест или конституция? НОУ "Линия плюс"

·        19-21 августа 1991 г.: революция или переворот, трагедия или фарс? НОУ "Линия плюс"

·        Адаптационные возможности человека. ОНМЦ (окружной научно-методического центр Центрального окружного управления Московского Комитета образования)

·        Английский и американский английский: один или два языка? НОУ "Линия плюс"

·        Антропогенное воздействие на биосферу как результат научно-технического прогресса. ОНМЦ

·        Анкета для мэтра. Школьники интервьюируют известных людей и готовят материалы для публикации в журнале. Московский Культурологический лицей № 1310

·        Атлантида: миф или реальность? НОУ "Надежда"

·        Атлас гипотетического материка. НОУ "Линия плюс"

·        Безотходные химические производства. ОНМЦ

·        Березовая роща: 303. НОУ "Логос"

·        Биоиндикация природных водоемов. Гимназия № 1512

·        Болезни цивилизации. ОНМЦ

·        "Броня крепка, и танки наши быстры".

(Сравнение военного и военно-технического потенциала СССР и Германии в 1941 - 1945 гг.). НОУ "Линия плюс"

·        Будущее биотехнологии. ОНМЦ

·        Быт и нравы древней Японии, восстановленные по произведениям Сэй Сенагон и Мурасаки Сикибу. Московский Культурологический лицей № 1310

·        В чем секрет бессмертия античного искусства и эпоса? Московский Культурологический лицей №1310

·        Вероятность вокруг нас. ОНМЦ

·        Влияние состояния мирового рынка нефти на экономическую ситуацию в России. НОУ "Линия плюс"

·        Вода на Земле. ОНМЦ

·        "Вымышленные страны" в мировой литературе. Московский Культурологический лицей № 1310

·        Выразимое и невыразимое, рациональное и иррациональное (проблема числа и смысла в литературе и математике XIX века). Московский Культурологический лицей № 1310

·        "Гарри Поттер": загадка мирового бестселлера, или Что хотят читать современные дети? НОУ "Линия плюс"

·        Генетика и проблемы здоровья человека. ОНМЦ

·        Гений и канон. Московский Культурологический лицей № 1310

·        География любовных сюжетов. НОУ "Логос"

·        Герой приключенческого романа: черты характера, поведение, потенциальная судьба. Московский Культурологический лицей № 1310

·        Глобальные проблемы экологии в англоязычных странах. НОУ "Линия плюс"

·        Город мастеров. Немецкое средневековье. НОУ "Линия плюс "

·        Два разных мира - мальчики и девочки. ОНМЦ

·        Дикари и разбойники в мировой литературе. Московский Культурологический лицей № 1310

·        Динамика употребления личных имен у русских в XIX - XX вв. (по произведениям литературы). Московский Культурологический лицей № 1310

·        Драматургия образа Дон Жуана (на иностранном языке). НОУ "Город Солнца "

·        Дуэль во имя любви. НОУ "Логос"

·        Жанна д'Арк: подвиг средневековой женщины. НОУ "Линия плюс"

·        Закон и личность. ОНМЦ

·        Занимательная французская грамматика. НОУ "Линия плюс "

·        Зачем нужны геометрические преобразования? НОУ "Надежда"

·        "Защита поэзии". Московский Культурологический лицей № 1310

·        Здоровье нашего города. НОУ "Линия плюс"

·        Зимние праздники во Франции. НОУ "Интеграл"

·        Знаменитые московские коллекционеры. НОУ "Интеграл"

·        Из Коломенского в Царицыно - прогулка в XVIII век. НОУ "Интеграл"

·        Измерение веса тела, движущегося с ускорением (на примерах реальных ситуаций). Гимназия № 1512

·        Инквизиция глазами историка и глазами юриста. Смертная казнь: за или против? НОУ "Линия плюс"

·        Интерактивный музей. НОУ "Интеграция XXI век"

·        Интернет-проект "Школьники против терроризма". НОУ "Линия плюс"

·        Испаноговорящие Соединенные Штаты. НОУ "Линия плюс"

·        Исследование "вектора" направления и изменения престижности профессий в представлении старшеклассников. НОУ "Самсон"

·        Исследования ценностных ориентации современных подростков. НОУ "Самсон"

·        История Великой Отечественной войны - в историях наших семей. НОУ "Интеграл"

·        История нашей школы в истории города и страны. ОНМЦ

·        История создания памятников культуры района. ОНМЦ

·        К истокам русской литературной классики. НОУ "Линия плюс"

·        "Как влияют науки и искусства на нравы людей?" (Ж.-Ж. Руссо).

·        Московский Культурологический лицей № 1310

·        Как научиться делать то, что не могут научиться делать другие? НОУ "Линия плюс"

·        Как принимали гостей в средневековье. НОУ "Интеграл"

·        Как сделать школьную газету? НОУ "Надежда"

·        Какой была Москва деревянная? НОУ "Надежда"

·        Какой быть молодежной лексике? НОУ "Надежда"

·        Какой быть школе будущего? НОУ "Надежда"

·        Канон и штамп. Московский Культурологический лицей № 1310

·        Карьера политика в России. НОУ "Линия плюс"

·        Классицизм и сентиментализм как литературные направления: феномен возникновения, развития и упадка. НОУ "Линия плюс "

·        Когда и как на Руси стали праздновать Новый год. НОУ "Интеграл"

·        Кодекс чести школы. НОУ "Промо-М"

·        Коллекционирование драгоценных камней и минералов. НОУ "Интеграл"

·        Коллекция, ставшая явлением в русской литературе ("Словарь живого великорусского языка" В.И. Даля). НОУ "Интеграл"

·        Конституция России и конституция США. Гимназия № 1512

·        Концепция бессмертия зла и вечной борьбы с ним (по романтическим поэмам М.Ю. Лермонтова). Московский Культурологический лицей № 1310

·        Красители природные и синтетические в нашей жизни. НОУ "Линия плюс"

·        Красота спасет мир. НОУ "Самсон"

·        Кто такой Петрушка? НОУ "Надежда"

·        Личные коллекции учащихся. НОУ "Интеграл"

·        Лучшие менеджеры современной России.

·        Опыт социологического анализа. НОУ "Линия плюс"

·        Люди и политика. ОНМЦ

·        Мазз-тесПа: репортаж из издательства. НОУ "Линия плюс"

·        Математика в современной экономике. НОУ "Линия плюс"

·        Математика и искусство. НОУ "Карьера"

·        Математика - теория или практика? НОУ "Линия плюс"

·        Математические коллекции (софизмы, невозможные коллекции и интересные числа). НОУ "Интеграл"

·        Материалы будущего. ОНМЦ

·        Международный английский. НОУ "Линия плюс"

·        Международный туризм: pro et contra. НОУ "Линия плюс"

·        Место русской литературы XVIII века в общей картине отечественной литературы. Московский Культурологический лицей № 1310

·        Мини-мюзикл "Робинзон" (по Д. Дефо). НОУ "Интеграл"

·        Мир многогранников. НОУ "Линия плюс"

·        Мир на ладони (геоцентрическая система мира). НОУ "Линия плюс"

·        Мой здоровый образ жизни (на английском языке). НОУ "Промо-М"

·        Мой любимый театр (на иностранном языке). НОУ "Промо-М"

·        Молодежный жаргон: норма или антинорма? НОУ"Надежда"

·        Молодежный сленг в современной английской речи. НОУ "Линия плюс"

·        Москва и москвичи (лингвострановедческий проект). Московский Культурологический лицей № 1310

·        Мотив змееборчества в европейском фольклоре и его историческая основа. Московский Культурологический лицей № 1310

·        Моя безопасность. НОУ "Линия плюс"

·        Музей истории школы. ОНМЦ

·        Музей символов любви. НОУ "Логос"

·        Музыкальная гостиная: любимые песни -наши и наших родителей. НОУ "Интеграл"

·        Музыкально-поэтическая композиция "Рождественская звезда". НОУ "Интеграл"

·        Мультимедиа в естественнонаучном образовании. НОУ "Линия плюс "

·        Мусор нашего города. Гимназия № 1512

·        Направления расселения славян и славянских народов по материалам топонимики. Московский Культурологиче­ский лицей № 1310

·        Науки юношей питают. НОУ "Самсон"

·        Наш дом. Наш двор. Московский Культурологический лицей № 1310

·        Наш собственный учебник русского языка. НОУ "Линия плюс"

·        Наши выпускники. НОУ "Интеграл"

·        Наши истоки. НОУ "Радуга +"

·        Некрасов - поэт одной темы? Московский Культурологический лицей № 1310

·        Немецкий после английского. Легко и просто?! НОУ "Линия плюс"

·        Немцы в России, русские в Германии. НОУ "Линия плюс"

·        Новые технологии градостроения. НОУ "Самсон"

·        Общешкольный журнал. Гимназия № 1512

·        О власти одного жанра (трагедия - античность, ода - XVIII век, роман - XIX век). Московский Культурологический лицей № 1310

·        "О ничтожестве литературы русской" (А.С. Пушкин). Московский Культурологический лицей № 1310

·        О праве литературы на обличение общественных пороков,

·        о природе зла и законах его изображения в литературе. Московский Культурологический лицей № 1310

·        Образы бушующих стихий в творчестве А.С. Пушкина. Московский Культурологический лицей № 1310

·        Сравнение высших споровых и семенных растений на примере папоротниковых и голосеменных. Гимназия № 1512

·        Страны, годы, одежда, мода. НОУ "Линия плюс"

·        Страны, культуры, языки в нашей жизни. НОУ "Линия плюс "

·        Тайна философского камня (история алхимии). НОУ "Линия плюс "

·        Тайны живой природы. НОУ "Надежда"

·        Таланты и поклонники. НОУ "Линия плюс"

·        Тема любви в русском романсе. НОУ "Логос"

·        Тема Медного всадника в русской культуре. Московский Культурологический лицей № 1310

·        Тема Рождества в поэзии и живописи. НОУ "Интеграл"

·        Теория электромагнитного поля вчера и сегодня. ОНМЦ

·        Транспорт мегаполиса. Гимназия № 1512

·        Транспорт Москвы: экологические проблемы. НОУ "Линия плюс"

·        Три типа русской прозы (напр., А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь).

·        Московский Культурологический лицей № 1310

·        Удивительная страна - математика. НОУ "Линия плюс"

·        Условия жизни и работы человека в космосе, под землей, под водой. Опыт исследования проблемы. НОУ "Линия плюс"

·        Устав школы: разработка проекта и процедуры утверждения. ОНМЦ

·        Утилизация промышленных отходов. ОНМЦ

·        Ученическое самоуправление школы. ОНМЦ

·        Фейерверки - украшение праздников. История и естественнонаучные основы фейерверков. НОУ "Интеграл"

·        Формальный метод в математике, литературе, истории. Московский Культурологический лицей № 1310

·        Химические источники энергии. ОНМЦ

·        Химия и космос. ОНМЦ

·        Хозяйственная деятельность в Ветхом Завете. Московский Культурологический лицей № 1310

·        Художественные коллекции московского музея личных коллекций. НОУ "Интеграл"

·        Цветовое восприятие любви в драме "Гроза". НОУ "Логос"

·        "Цель поэзии - поэзия?" (А.С. Пушкин). Московский Культурологический лицей № 1310

·        Церковный раскол - трагедия народа? НОУ "Линия плюс"

·        Человек и техника. ОНМЦ

·        "Чем дальше в лес, тем больше дров": функции вокруг нас. НОУ "Линия плюс"

·        "Что в имени тебе моем?" НОУ "Надежда"

·        Что делает произведение шедевром? Как отличить шедевр от подделки? Московский Культурологический лицей № 1310

·        Шерлок Холмс в городе будущего. НОУ "Самсон"

·        Школа, в которой я бы хотел учиться. Гимназия № 1512

·        Школа принимает гостей. НОУ "Интеграл"

·        Школьная дума. НОУ "Интеграция XXI век"

·        Школьные традиции. ОНМЦ

·        Эволюция бактерий. НОУ "Линия плюс"

·        Экологическая проблема современности. НОУ "Самсон"

·        Экологическая обстановка микрорайона школы. ОНМЦ

·        Экология мегаполисов и химия. ОНМЦ

·        Экология школы. ОНМЦ

·        Этнические особенности. Их причины, закономерности. Московский Культурологический лицей № 1310

·        Этот многоликий театр. НОУ "Линия плюс"

·        Юмор в детском языке. НОУ "Линия плюс"

·        Юмор в компьютерном языке. НОУ "Линия плюс"

·        Юмор и сленг. НОУ "Линия плюс"

·        Юмор и стиль. НОУ "Линия плюс"

·        "Юмор по-...". Особенности национального юмора. НОУ "Линия плюс"

·        Я и иностранный язык в моей жизни. ОНМЦ

·        Я имею право. НОУ "Самсон"

·        Япония - страна восходящего Солнца. НОУ "Линия плюс"

 

МОСКОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРОЕКТОВ "МИР БЕЗ ГРАНИЦ"
(Учителю - руководителю проекта)

 

КОНФЕРЕНЦИЯ ПРОВОДИТСЯ ЕЖЕГОДНО В ФЕВРАЛЕ, НАЧИНАЯ С 2001 ГОДА

Инициатор - негосударственная школа "Промо-М".

Вторая конференция, в которой приняли участие 20 негосударственных школ,

имела четко установленную тему - "Мир театра".

Число конкурсантов составило 60 человек, из них 10 представляли хозяев конференции.

Работы рассматривались в семи секциях, и главными критериями их оценивания были:

учебно-исследовательский подход, соответствие содержания поставленной цели,

наглядность и иллюстративность. Авторы должны были продемонстрировать умение вести

дискуссию по теме и навыки владения языком, на котором проходила защита проектов.

Компетентность жюри определялась присутствием докторов и кандидатов наук,

преподавателей московских вузов, директоров школ, представителей образовательных центров

(в частности, ОхТога сгоууп), режиссеров и актеров столичных театров.

Было отмечено, что качество представленных проектных работ за год заметно выросло,

и особо выделены такие работы, как "Драматургия "Дон Жуана"" (НОУ "Город Солнца"),

"История костюма" (НОУ "Радуга +"), "Театр французской песни" (НОУ "Ренессанс"),

"Мир фэнтэзи: жизнь в театре или театр жизни?" (НОУ "Школа XXI век").

Эти и многие другие работы были удостоены дипломов II конференции.

Гран-при (бесплатная поездка в Лондон) получила работа Анны Сунаевой "Театр бардов",

выполненная на английском языке (НОУ "Промо-М").

Третья конференция проводилась в феврале 2003 г., ее тема была обозначена

как "Взгляд в будущее через прошлое и настоящее". Впервые на этой конференции были представлены

проекты не только частных, но и государственных школ Москвы.

 

ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ

Бычков А. В. Метод проектов в современной школе. - М., 2000.

Веселова В. В. Американская школа: ценности образования (1960 - 1990-е гг.). - М., 1999. Выписка из Образовательной программы Московского Культурологического лицея № 1310.

Версии 1999/2000, 2000/2001, 2001/2002, 2002/2003 учебных годов.

Гузеев В.В. "Метод проектов" как частный случай интегральной технологии обучения // "Директор школы", -1995.-№6.

Гузеев В. В. Развитие образовательной технологии М., 1998.

Дьюи Дж. Демократия и образование. -М.,2000.

ДьюиДж. Школа и общество. -М.,1925.

К вопросу о методе проектов // "На путях к новой школе", 1930. - № 7. КачаровЕ.Г. Метод проектов в трудовой школе. - Л., 1926.

Килпатрик У.Х. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе. -Л.,1925.

Килпатрик У.Х. Основы метода. -М.-Л., 1928.

Коллингс. Опыт работы американской школы по методу проектов. - М., 1926. Кронгауз В.Л., Пылаева Т.Ю. Учителю к 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина. - М., 1998.

Левин. Новые пути школьной работы (метод проектов). - М., 1925.

Мельников В.Е., Миг/нов В.А.,

Петряков П.А. Метод проектов в преподавании образовательной области "Технология". - Вел. Новгород, 2000.

Лицейское и гимназическое образование, 2002. - № 9.

Метод проектов в технологическом образовании школьников. - СПб,2001.

На путях к методу проектов // Под ред. Б.В. Игнатьева, М.В. Крупениной. - М., 1930.

Негосударственные образовательные учреждения Москвы. (Опыт, проблемы, поиск). - М., 2002. - Вып. 6

Новые педагогические и информационные технологии в системе образования.// Под ред. Е.С. Полат. - М., 2000.

Переверзев Л. Проектный подход и требования к учителю //" Школа и производство", 2002. - №1. - С.14- 16.

Петрова В. Метод проектов. - М.,1929.

Полат Е.С. Как рождается проект. - М.,1995.

Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка//"Иностранные языки в школе", 2000. - №№ 2, 3.

Полат Е.С. Технология телекоммуникационных проектов // "Наука и школа", 1997. - № 4.

Попова Н. И. Метод проектов и школа жизни. - М., 1926.

Проектная и исследовательская деятельность учащихся в образовательной среде негосударственного образовательного учреждения. - М., 2001.

Проекты как способ организации детской жизни. - Ханты-Мансийск, 2002.

Проектная работа учащихся. Специальное приложение к журналу "Лицейское и гимназическое образование".

(Серия постеров "Мастер-класс. Открытый урок"), 2002. - № 9.

Развитие детского творчества через технологические проекты.

Сб. проектов для 5 - 6 кл. - Н. Новгород, 2000.

Сборник научных проектов учащихся и учителей школы. - Якутск, 2001.

Современная гимназия: взгляд теоретика и практика // Под ред. Е.С. Полат. - М., 2000.

Трояновский Н., ТюрбертС. Что такое проект-метод // "Вестник просвещения", 1925. -№11.

ТюрбертС. Метод проектов. - М.,1925.

Чечель И.Д. Метод проекта или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула// "Директор школы", 1998. - № 3.

Янжул Е.Н. Практика метода проектов в американских школах. - Л., 1925.

 

Паперно Л.М.
администратор
сайта
Мячев А.А.
Огородников Е.В.

координаторы сайта
Георгиева Р.И.,
директор Интернет-проектов
 
МУК-21, 117485,
Россия, Москва, Бутлерова, 5
Телефон
7(095) 330-2083

upk3@mtu-net.ru

| Начало |Вверх | Эксперимент | Проекты | Курсы ПК | Музей ВТ и ИТ | Информатика и ИТ |
| ОО Технология | Ресурсы МУК-21 | Инфофонд | О нас |

Copyright У 2003 Интернет-студия МУК-21  

  Дата последнего обновления:17.11.03

Hosted by uCoz