Р.И. Георгиева, директор

МУК-21, засл. учит. РФ

 

Работа МУК-21 в качестве опорной школы

На основе анализа и обобщения опыта предшествующей экспериментальной деятельности МУК-21 разработана система организации деятельности МУК в качестве опорной школы куста "Коньково", куда входят школы района Коньково. Данная группа школ рассматривается с позиций синергетики как открытая развивающаяся система. Для этой системы характерно сильное различие стартового уровня школ в области информационных технологий, как в материальном оснащении, так и в готовности учителей и учащихся к деятельности по использованию информационных технологий в образовании.

Выделяются три основных типа школ:

    1. Школы, имеющие выход в Интернет и компьютерный класс.
    2. Школы, имеющие компьютерный класс, но не имеющие выхода в Интернет.
    3. Школы, не имеющие компьютеров и выхода в Интернет.

Для организации работы школ куста в МУК-21 создана необходимая технологическая база – медиацентр. Он состоит из специализированных учебных лабораторий по важным направлениям медиаобразования. Для каждой лаборатории характерно свое особое назначение, система специализированных рабочих мест, специализированные учебные практикумы и специализация ученических проектов по направлению деятельности лаборатории. Эти лаборатории следующие:

Медиазал. Предназначен для изучения и создания тематических видео и аудио проектов; перевода аудио и видеоинформации в ЭВМ, использования видео- и аудио-материалов в учебной работе

Медиатека. Предназначена для изучения методов накопления, хранения, систематизации, преобразования информации; переноса ее с одних носителей на другие; изменения формы представления информации. В этих целях используются как стандартные офисные, так и специализированные средства.

В настоящее время существенно развивается направление "Новые информационные технологии - школам. Виртуальная библиотека: каталоги и картотека" с существенным использованием ресурсом Интернет.

Интернет-студия. Предназначена, как для изучения способов коммуникаций в компьютерных сетях, так и для создания средств этих коммуникаций (например, Интернет-страницы).

Медиапроекты. Предназначена для изучения методов и технологии создания мультимедийных проектов и их разработки с помощью редакторов, языков программирования и др.

Легомоделирование. Предназначена для предметного и аудиовизуального моделирования с использованием ЭВМ, комплекта Лего и измерительной лаборатории.

СпектрИС. Предназначена для изучения и создания основных типов информационных систем на основе баз данных. В ней представлены основные виды наиболее массовых информационных систем (ИС).

Музей истории ИТ. Предназначен для изучения истории развития ВТ и ИТ, а также для ознакомления с современным состоянием ИТ и перспективами развития ИТ (для этого служат соответствующие экспозиции музея).

Лаборатория профориентации. Предназначена для ознакомления учащихся с современными профессиями, основанными на ИТ. Позволяет учащимся в процессе тестирования личностных и профессиональных качеств определиться с выбором будущей профессии, выяснить свои индивидуальные потребности в области ИТ.

Лаборатория курсов ДО (дистанционного обучения). Предназначена для ознакомления и работы с курсами по ИТ и различным предметам как в самой лаборатории, так и по сети.

Лаборатория программирования для систем телекоммуникаций. Предназначена для освоения методов программирования, предназначенных для создания продуктов, работающих в сетях на основе V-basica, java и др.

Технологическая и кадровая база МУК-21 используется для организации процесса выравнивания возможностей школ в области информационных технологий, в ожидании того момента, когда все школы куста будут иметь компьютеры и выход в интернет. Наша стратегия заключается в опоре на человеческий фактор. Мы ведем работу по организации сообщества активных учителей и учащихся, ориентируя их деятельность на организацию виртуальной сети школ куста Коньково.

Виртуальная сеть куста Коньково базируется на системе сайтов школ и сайтов интегральных проектов. При этом структурообразующим сайтом виртуальной сети является сайт МУК-21. Как вспомогательная подсистема используется электронная почта.

Для школ, не имеющих компьютеров, создаются возможности силами их учащихся под руководством учителей этих школ и преподавателей МУК-21 разрабатывать сайты и другие элементы интеграции в виртуальную сеть куста Коньково. Для школ имеющих компьютеры, но не имеющих выхода в интернет ориентация осуществляется на создание электронных материалов в школе с последующим их размещением в сети с помощью ресурсов МУК-21.

Сайты, создаваемые для школ или интегральных проектов имеют общие структурные элементы, обеспечивающие активное взаимодействие в сети: гостевая книга, форумы, чаты, электронная почта, и др. Совокупность таких стандартных элементов согласовывается со школами, преподавателями МУК-21, учащимися, принимающими участие в разработках. Это позволяет обеспечить минимальный, но достаточный технологический уровень использования информационных технологий в образовательных процессах школ куста.

Работа над интегральными проектами организуется с помощью преподавателей МУК-21 силами учащихся школ куста, изучающих информационные технологии в нашем учреждении. В руководстве этой работой принимают участие преподаватели соответствующих школ.

В качестве тем интегральных межшкольных проектов используются:

Подготовлена информационная база в школах куста для выполнения проектов. Организовано взаимодействие участников. Проведены занятия с педагогами – участниками ведущих межшкольных проектов. Созданы виртуальные сетевые структуры для наполнения содержанием по основным межшкольным проектам. Начата работа по наполнению этих структур. Ежемесячно готовятся материалы по межшкольным проектам для преподавателей и администрации школ куста "Коньково".

Для организации работы школ куста организуются и мероприятия периодического характера. Проводятся совещания с координаторами по информационным технологиям в школах куста МУК-21. Организовано взаимодействие (в том числе и по электронной почте) координаторов школ с системным администратором МУК-21. Регулярно проводятся консультации преподавателей и администрации школ куста по электронной почте, сайтам, эксплуатации и администрирования компьютерных классов.

На сайте МУК-21 организован раздел "Ответы на наиболее часто задаваемые вопросы". Еженедельно организуется (среда с 15 до 17 часов) консультативный прием для преподавателей и администрации школ куста. Подготовлена и реализуется программа консультативного курса по повышению квалификации и самообразования учителей-предметников с целью создания электронных учебно-методических и дидактических материалов на базе ИКТ.

Привлекаются возможности родителей и другие контакты учащихся для обеспечения участия школ в работе виртуальной сети школ куста Коньково. Эти возможности используются и для осуществления дистанционного открытого образования в рамках МУК-21. Экспериментальная и опытная работа в этом направлении идет уже третий год. В ходе эксперимента отрабатывается специфика открытого дистанционного образования в условиях крупного мегаполиса, создаются необходимые элементы образовательной среды, формируются методы и формы работы, отлаживается соответствующая система обучения.

Hosted by uCoz