konkovo.jpg (4877 bytes)

Городская научно-практическая конференция "Проектный метод в медиацентре" (МУК-21)

МУК-21 в Сети
http://members.xoom.com/upk3
Герб Юго-западного административного округа...
Использование возможностей медиатеки
для обучения информационным технологиям
в рамках стандарта по технологии

Георгиева Р.И.

Краткая история МУК-21
МУК-21 (УПК-3) был создан в 1989 году и в 1999 году отметил свое десятилетие. Профиль - информационные технологии в обучении. МУК-21 является центром по компьютеризации учебного процесса и подготовке учительских кадров школ района “Коньково” ЮЗАО.
Начало было трудным. Помещение принадлежало не нам, техника тоже. Работали на птичьих правах. С трудом удалось добиться прав на помещение и использование техники. Своей все еще не было. Но трудности не помещали началу формирования собственной системы организации обучения и началу создания авторских методик.

1991-1992 г.г. Сформировались основы организации учебного процесса, базирующиеся на ВУЗовской системе, на использовании эффективных методик и высокой интенсивности эксплуатации техники.
1992-1993 г.г. Начались отдельные эксперименты, созданы первые методические пособия и дидактические материалы. Началось формирование банка программного обеспечения. Прорисовываются будущие перспективные авторские методики. Формируется высокопрофессиональный кадровый состав с весьма заметной долей мужчин-преподавателей.
1993-1994 г.г. Начало внутреннего массового эксперимента. Приобретение полезных контактов и связей. Налаживание сотрудничества с НИИ, ВУЗами, фондами, профцентрами и т.п. Появление новых форм организации обучения. Рождение концепции гибкого образовательного учреждения. Приобретение первой своей техники – класса Макинтош.
1994-1995 г.г. Участие в эксперименте на городском уровне. Получены два класса новой техники от ОУНО. В предвыборный период УПК создает базу избирателей района Коньково (100 тысяч человек) по заказу муниципалитета.
1995-1996 г.г. Получен еще один класс Макинтошей. Создан кабинет комплексные системы. Разрабатывается система специализированных модулей и  рабочих мест.
Получены первые окружные и городские призы.
Директор получила звание Заслуженного учителя РФ.
1996-1997 г.г. Активно разрабатываются интегрированные курсы и модули. Создана медиатека. Получены гранты Сороса. Появилась своя Интернет-страница. УПК-3 переименов в МУК-21 “Коньково”.
1997-1998 г.г. Создан музей ВТ. Сконструирован Легоград. Разработаны практикумы и пособия по Лего.
Создана Интернет-страница “Управы района Коньково”. Стали лауреатами “Школа года” и “Директор года”.
1998-1999 г.г. Получен класс Пентиумов. Создана Интернет-страница “ЮЗОУ МКО”.
Получены дипломы двух выставок: “Новые информационные технологии в образовании”, “Интернет в образовании”. Создан ряд специализированных лабораторий. Стали лауреатами конкурса “Успех-99” (МУК и директор).Сейчас в нашем центре 11 специально оборудованных компьютерных классов, отвечающих всем научно-методическим требованиям.
Имеется Музей истории ВТ.
В МУК-21 работает 45 преподавателей. Из них 10 - высшей квалификации, 15 - первой категории, 20 - второй категории; 22 кандидата наук.
Число учащихся в МУК-21 - 5007. В МУК-21 приходят учащиеся из 20 школ ЮЗАО.
В ходе обучения школьники осваивают: знания об устройстве и принципах работы ЭВМ, технологию и языки программирования, методы вычислительной математики и моделирования на ЭВМ, операционные системы и системное обеспечение баз данных, Интернет и многое другое.

МУК-21 уже три года является городской экспериментальной площадкой. Ведущие преподаватели активно участвуют в опытно-экспериментальной работе.
Направлений этой деятельности несколько.

Первое направление
- понижение возраста начала знакомства с информационными технологиями. Каждый год этот возраст понижается. В МУК-21 имеется единая программа обучения начиная со второго класса. Апробируются и отрабатываются необходимые методические материалы, накапливается опыт. В начальной школе дети смогут сразу окунуться в широкий спектр применения компьютеров. Они смогут осваивать азы программирования в игровой форме. С помощью компьютера они смогут учиться читать, писать, рисовать, музицировать, измерять, конструировать, пользоваться электронной почтой, телефоном, видео и т.п. Кроме того, школьники будут работать со специальными программами-тренажерами, помогающими в ходе активной деятельности осваивать учебный материал.
Второе направление экспериментальной работы связано с современными технологиями обучения. Школьники работают со специальными обучающими программами по физике и математике, разработанными преподавателями МУК-21. Используются и программы разработанные в других учреждениях и в других странах. Так, программа по физике показывает школьнику динамичные физические процессы, помогает ему экспериментировать с ними, контролирует правильность действий и знание определений, предоставляет разные виды помощи, подбадривает школьника, голосом компьютера рассказывает ему учебный материал, играет простые мелодии и т.п. Используются программы, позволяющие учащимся моделировать физические и математические закономерности - “Живая физика” и “Живая геометрия” и т.п.
Рассматривая вопросы биологии школьники могут на компьютере сначала осмотреть поверхность человеческого тела, затем уйти под кожу и посмотреть мышечную систему, потом внутренние органы, скелет и т.д. Любую часть можно увеличить и посмотреть ее название. Можно посмотреть как функционируют отдельные системы организма. Работают школьники и с программами для изучения флоры и фауны земли, а также по эволюции растительного и животного мира. Школьники используют компьютеры и для оценки собственного здоровья.
По географии школьники знакомятся с компьютерными картами, каждый участок которых можно несколько раз увеличивать или рассматривать в другом ракурсе, например посмотреть полезные ископаемые.  Пользуются школьники и программами по экономике, составленными в игровой форме.
Изучая английский язык, школьники запоминают множество слов, каждое из которых сопровождается картинкой. Компьютер проверяет знание этих слов, называя их и прося показать нужную картинку. Затем учащиеся в микрофон, вслед за компьютером, повторяют слова, а он контролирует правильность произношения и, наконец, просит назвать слово по картинке. Русский язык дети изучают с помощью занимательных видеофильмов.
Искусство также не чуждо компьютеру. Школьники увлеченно делают красиво оформленные текстовые страницы с рисунками с помощью ЭВМ и сочиняют или слушают компьютерные мелодии. Работы школьников к 850-летию Москвы заняли призовые места на городском конкурсе.
Учащиеся познают и собственные возможности и способности с помощью компьютера. Можно узнать свой уровень интеллекта или творческих способностей, можно выяснить особенности своего характера или профессиональные наклонности, можно понять как к тебе относятся окружающие и ты к ним, можно наедине с компьютером выяснить нет ли у тебя психических отклонений и т.п.
Третье направление эксперимента связано с подготовкой к жизни в современном информационном обществе. Это связано с обучением работе с реальными компьютерными системами, которые школьникам предстоит использовать в своей профессии, на настоящих рабочих местах. Соответственно и места для обучения - настоящие рабочие места. На них дети не только учатся. Они производят реальные, отвечающие деловым требованиям информационные продукты.
Школьники работают с программами для офиса, такими как текстовые и графические редакторы, электронные таблицы и база данных.
На базе конструкторов Лего-Дакта учащиеся изучают основы автоматизированных систем управления производством (АСУП), учатся разрабатывать программы управляющие моделями различных автоматов и механизмов. На этой базе осваиваются основы машиностроения, проектирования механизмов и простых роботов, а также программирование манипуляторов, что способствует творческому развитию учащихся и эффективной профориентации.
Знакомятся ученики и с компьютерной измерительной лабораторией Филипп Харрис. Используя систему датчиков и измерительных приборов, управляемых через компьютер, школьники измеряют параметры окружающей среды, проводят эксперименты по разным предметам и т.п.
Учатся школьники работать с современными системами автоматизированного проектирования (САПР), создавать на них как отдельные плоские и объемные чертежи, так и строить комплексы различных объектов, рассматривать эти объекты в разных ракурсах.
Используя комплекс программ и специальных внешних устройств (лазерный принтер, сканер) школьники учатся основам издательского дела, принципам оформления печатной продукции. На основе стандартного офисного пакета происходит обучение способам подготовки данных и документов.
Обучаются школьники и работе с различными внешними электронными носителями информации: СД-диски, флоппи-диски, магнитооптические диски. Поскольку обычно на этих носителях находится углубленная информация по школьным предметам (часто на английском языке), то учащиеся попутно совершенствуют свои знания английского языка.

В МУК-21 имеется Интернет-студия. Школьники учатся не только общаться друг с другом в электронных беседах или по электронной почте. Они связываются с серверами других организаций, знакомятся с новыми людьми, получают много новой информации и на этой основе осваивают навыки использования компьютерных телекоммуникаций, причем не только в качестве пользователя, но и в качестве помощника администратора сервера. МУК-21 разработал и поддерживает 4 сайта, три из которых являются официальными и отмечены дипломами ВВЦ на двух выставках.

Большое внимание уделяется у нас подготовке школьников к работе и жизни в современных рыночных условиях. Ведутся дополнительные курсы по экономике, предпринимательству и менеджменту, по основам личностного и делового общения, по бухгалтерскому учету и пр.
Обращается внимание и на эстетическую графику, дизайн, элементы САПР, рекламы и другие стороны творческой деятельности школьников. Этому посвящены специальные курсы, где учащиеся знакомятся с программированием на таком привлекательном материале.
Итоговые работы оформляются учащимися в виде курсовых и дипломных работ. Тематика этих работ разнообразна. В частности, таким образом пополняется фонд программного обеспечения в МУК-21.

Обучение в МУК-21 проводится по ВУЗовской системе. Практикуются лекции, семинарские, практические и лабораторные занятия, зачеты. Постоянно пробуются новые гибкие формы обучения, учитывающие физические и психические особенности детей.МУК-21 сотрудничает с многими научными учреждениями и ВУЗами Москвы. Предметом такого сотрудничества, обычно является экспериментальная работа в обоюдных интересах. МУК-21 заключил договора на подготовку школьников в лицейских классах и классах колледжа с МИРЭА, МИЭМ и другими ВУЗами.

В 1999 году ЮЗОУ МКО помогло МУК-21 в приобретении современного компьютерного класса. На этой базе был создан медиацентр. Часть оборудования приобретено с помощью ИНТО и МИПКРО. С этими институтами ведется многолетняя работа в рамках экспериментальной площадки, курируемой ИНТО. Многие совместные проекты, внедренные в учебный процесс, являются результатом этого сотрудничества.
В настоящее время ведется эксперимент по обучению ИТ на базе медиацентра.
Медиацентр состоит из специализированных учебных лабораторий по важным направлениям медиаобразования. Для каждой лаборатории характерно свое особое назначение, система специализированных рабочих мест, специализированные учебные практикумы и специализация ученических проектов по направлению деятельности лаборатории. Эти лаборатории следующие:
Медиазал. Медиатека. Интернет-студияю.   Медиапроекты. Легомоделирование. СпектрИС.


В работе медиацентра реализуются в аспекте информационных технологий
следующие содержательные линии стандарта ОО "Технология":

  • Технология обработки конструкционных материалов и элементы машиноведения.
  • Электронные технологии (элементы электротехники, автоматики, цифровой электроники, робототехники, АСУП).
  • Информационные технологии для решения практических задач.
  • Графика (технический рисунок, черчение, оформительско-дизайнерские работы).
  • Художественная обработка материалов, техническое творчество, художественное конструирование, художественно-декоративное творчество).
  • Отрасли общественного производства, Производство и окружающая среда.
  • Домашняя экономика и основы предпринимательства.
  • Профессиональное самоопределение.

Изучаются в ознакомительном плане с использованием информационных технологий:
Культура дома. Технология обработки ткани и пищевых продуктов. Техника в быту.
Строительные ремонтно-отделочные работы.

Для полноценной реализации этих направлений на основе ИТ - необходимо дополнительное оборудование: станки с ЧПУ, мини-типография, принтеры для термобумаги и т.п.
Важная функция медиацентра - обеспечение должных условий для организации работы с одаренными учащимися.
Медиацентр
был создан на базе медиатеки и других специализированных кабинетов, ранее проработанных в нашем МУК в ходе экспериментальной работы. Техническая его основа созрела только после получения нового компьютерного класса.
Еще один класс и некоторое периферийное оборудование помогло бы сделать качественный скачок в развитии этого центра. 

Паперно Л.М.
администратор сайта
Мячев А.А.
Огородников Е.В.

координаторы сайта
Георгиева Р.И.
директор проектов
МУК-21, 117485
Россия, Москва,
Бутлерова, 5
Телефон
(095) 330-2083

upk3@mtu-net.ru

Начало,  Новости,  ГНП Конференция, УПК-3 (МУК-21),  Эксперимент,  Проекты 2000,  Музей ИТ,  Курсы ПК,
Информатика и ИТ 2000, ОО Технология, Ресурсы МУК-21, Инфофонд , ...

Copyright У 2000 Интернет-студия МУК-21  

  Дата последнего обновления: 07 марта -2000

 

Hosted by uCoz